Моторные масла для генераторов и электростанций

С каталогом наших моторных масел для генераторов и электростанций вы можете ознакомиться в разделе "Масла для генераторов и электростанций".

Современные моторные масла состоят из базовых масел и набора присадок. В качестве базовых масел выступают масляные фракции, полученные при переработке нефти, или ис­кус­ст­вен­но син­те­зи­ро­ван­ные ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния.

Моторные масла подразделяются на:

  • ми­не­раль­ные (mineral);
  • ча­с­тич­но син­те­ти­че­ские или по­лу­син­те­ти­че­ские (semi-synthetic, tail synthetic);
  • син­те­ти­че­ские (synthetic, full synthetic).

Качество и вязкость моторных масел

Классификация моторных масел по API

Качество моторных масел легко определить по системе классификации API (American Petroleum Institute - Американский институт нефти)

Данная система устанавливает три категории качества для моторных масел:

  • S (Service) – категории качества для бензиновых двигателей.  Классы масла перечисляются в алфавитном порядке и чем дальше буква стоит от начала алфавита, тем выше класс масла: API SA, API SB, API SC,  …, API SM, API SN.  SI в этот ряд не входит, чтобы исключить путаницу с «Международной системой мер». API SH является "условно действующей" и используется как дополнительная, например, API CH-4 /SH. Категория  SN введена в эксплуатацию 2010 г. и отличается от SM существенно улучшенными энергосберегающими свойствами,  повышенными противоизносными свойствами и увеличенным сроком жизни присадок, а также появилось требование о совместимости с сальниками и совместимость с биотопливом E85. Все новые классы масел заменят собой предыдущие, другими словами, это обратная совместимость. Масло нового класса SN способно без каких-либо проблем заменить все масла, которые классифицировались по предыдущим классам.
  • С (Commercial) – категории  качества для дизельных двигателей, идущих в алфавитном порядке и чем дальше буква стоит от начала алфавита, тем выше класс масла: API CF-4, API CF-2, API СF, API CG-4, API CH-4, API CI-4, API CI-4 PLUS, API CJ-4. После буквы можно увидеть цифру 2 или 4, которые означают класс масел для двухтактных дизельных двигателей или четырехтактных дизельных двигателей большой мощности. Категория CJ-4 введена в 2006 г и рекомендована для четырехтактных дизельных двигателей, имеющих сажевые фильтры и другие системы очистки выхлопных газов. Допускает использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы).
  • EC (Energy Conserving) - категории качества энергосберегающих масел для бензиновых двигателей, обладающих более высоким индексом вязкости.  Маркировка состоит из двух букв:  первая обозначает категорию моторного масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Пример: API SN/EС. Энергосберегающие свойства моторных масел зависят от его вязкости и пакетных присадок (вязкостно-температурные, противоизносные приадки, модификаторы трения) и не зависят от природы базовых масел, т.е. синтетическое, полусинтетическое или минеральное – не имеет значение. На энергосберегающий эффект влияют конструктивные особенности двигателя и условия его эксплуатации. Свежее масло дает максимальный эффект экономии топлива, а к концу срока показатель экономии уменьшается. Приблизительная экономия топлива составляет 0,5 – 2,5%.

Если на этикетке отсутствует такие обозначения, то моторное масло либо вообще не имеет сертификата по API, либо присвоенный ему класс масла сильно устарел. При покупке стоит задуматься о качестве данного масла.

Классификация моторных масел по SAE

SAE – Society of Automotive Engineers - Общество Автомобильных инженеров.

Классификация SAE характеризует только вязкость моторного масла и не в коем случае не характеризует его эксплуатационные свойства. Другими словами, если на канистре написано 10W40, 5W30 или что-то на это похожее, то данная запись указывает только вязкость масла, но не говорит подходит ли оно для вашего двигателя.

Классификация моторных масел по вязкости определяет свойства, связанные с текучестью, вязкостью масла, и не определяет информацию обо всех других его свойствах.

Классификация SAE J300 подразделяет моторные масла на 6 зимних и 6 летних классов вязкости:

  • Зимние классы вязкости: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Буква W (Winter) обозначает способность масла работать при отрицательных температурах. Для зимних масел устанавливается температурный предел прокачиваемости – предельная отрицательная температура, при которой масляный насос способен подавать масло в систему смазки, а также проворачиваемости – минимальная температура, при которой стартер способен провернуть двигатель. Другими словами, это минимальная допустимая отрицательная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
  • Летние классы вязкости: 10, 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла в своем обозначении имеют составляющие как зимнего класса вязкости, так и летнего, например, 10W40, где 10W – зимняя степень вязкости, 40 – летняя степень вязкости.

Чем больше разница между двумя цифрами в обозначении всесезонных масел, тем равномернее будут характеристики при изменении температуры.

Чем меньше число перед индексом W, тем меньше вязкость и тем легче пускается двигатель при отрицательных температурах (т.е.  масло в большей степени сохраняет текучесть). Чем больше число после индекса W, тем в большей степени масло сохраняет вязкость при нагревании.

классификация моторных масел по SAE

Чтобы приблизительно определить температурный диапазон применения всесезонных масел по классификации SAE можно воспользоваться «правилом -35» для зимней степени вязкости. Например,  5W40 – приблизительная критическая температура, при которой можно гарантированно запустить двигатель  составляет -30 ⁰С при условии полной исправности других систем двигателя (аккумулятор, стартер и т.п.).  Нужно из 35 вычесть цифру, стоящую перед буквой W: 35-5=30.

Второй летний или «горячий» индекс  говорит, что моторное масло остается вязким при высоких температурах окружающей среды и обеспечивает должную защиту двигателя. Данная цифра не привязана к температурам окружающей среды, но мы очень грубо можем говорить, что данное масло может обеспечить работу двигателя при температурах около 40 ⁰С.

Степень вязкости SAE помогает подобрать соответствующее моторное масло в зависимости от диапазонов температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя - его проворачивание стартером, прокачивание масла насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.

обозначение на этикетке вязкость масла и эксплуатационный класс

обозначение на этикетке вязкость масла, эксплуатационный класс и тип масла

Другие классификации моторных масел

На ряду с вышеперечисленными классификациями моторных масел наиболее крупные производители двигателей могут вводить свои классификации и выдвигать дополнительные специальные требования для своих двигателей. Это обусловлено конструкциями двигателей, условиями эксплуатации, а также при выведение на рынок новых двигателей, оснащенных ранее не использованными в конструкции техническими решениями.  Таким образом, производитель, предъявляющий свои требования, компенсирует разницу между технологическим развитием и отстающими международными классификациями. Только со временем требования производителей начинают учитываться в международных стандартах.

Рекомендации по использованию моторных масел

При выборе моторного масла следует ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя двигателя, изложенные в инструкции по эксплуатации, а также принимать во внимание следующие моменты:

  • следует следить за перечнем марок масел, допущенных к применению в вашем двигателе. Некоторые марки масел теряют допуск на применение, а также появляются новые, более качественные масла;
  • температурный диапазон применения, указанный на этикетке, носит рекомендательный характер;
  • замену масла в тяжелых условиях эксплуатации двигателя нужно производить в 1,5-2 раза чаще. Те же рекомендации применимы и к двигателям с уже большим временем наработки;
  • быстрое потемнение масла не обязательно говорит о потери его эксплуатационных свойств. Это может быть свидетельством правильной работы его моющих присадок: масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива;
  • не нужно смешивать масла, имеющих различную базовую структуру (минеральные, синтетические, полусинтетические) из-за разной растворимости присадок в синтетической и минеральных основах. Результатом смешивания может быть выпадения присадок в нерастворимый осадок. При возникновении такого случая, масло рекомендуется незамедлительно заменить на соответствующее;
  • при замене масла, если не известно какое масло использовалось ранее, рекомендуется промыть систему смазки. В некоторых случаях свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к засорению масляного фильтра;
  • добавление в масло сторонних присадок может улучшить одни его качества и заметно ухудшить другие. В качественном масле пакет присадок сбалансирован, и добавление других присадок его может разбалансировать.

Часто задаваемые вопросы по использованию моторных масел

Чем отличается синтетическое масло от минерального?

Основное отличие находится на молекулярном уровне масла. Молекулы синтетического масла синтезируются с заданными оптимальными эксплуатационными свойствами и сохраняют эти значения в более широком диапазоне температур. Синтетические масла обладают более высокой химической и термической стабильностью, а также более высокой степенью вязкости и проникающей способностью. Минеральные масла требуют большего количества присадок для обеспечения заданного значения вязкости при всех рабочих температурах.

Химическая стабильность – отсутствие каких-либо химических превращений масла (окисление, парафинизация, меньшая испаряемость и т.д.), ухудшающих его  эксплуатационные свойства во время работы.

Термическая стабильность – сохранение заявленного значения вязкости в рабочем диапазоне температур.

В отличие от минеральных базовых масел, синтетические базовые масла получают путем специальных химических реакций со свойствами максимально соответствующими своему назначению.  Человек сам определяет состав масла и задает необходимые свойства.

В состав минерального базового масла входят элементы, находящиеся в сырой нефти. При производстве минеральных масел соответствующие фракции нефти очищаются от нежелательных компонентов и примесей, но основная масса углеводородов остается неизменной.

Какую функцию выполняет моторное масло?

Моторное масло – одна из основополагающих жидкостей в двигателе внутреннего сгорания.  Функции масла заключаются в следующем:

  1. Смазка. В процессе взаимодействия тел при их относительном движении возникает трение, которое играет отрицательную роль, т.к. это уменьшает КПД механизма и приводит его к разрушению. Для уменьшения силы трения используют специальные смазки - моторные масла. Они сокращают трение между подвижными частями до минимума. Это достигается образованием тонкой смазочной пленкой между трущимися частями механизма.
  2. Охлаждение. Моторное масло в некоторой степени также является охлаждающей жидкостью. Оно подается через распылительные сопла в каналы охлаждения поршней и отводит тепло, что дает дополнительное охлаждение головкам поршней.
  3. Дополнительные свойства. При производстве моторных масел к базовым маслам добавляют дополнительные химические элементы – присадки. Так как разные типы двигателей имеют различную конструкции и эксплуатируются в различных условиях, то и присадки добавляет в каждое масло соответсвующие: моющие присадки, диспергирующие, антипенные, противоизностные и противозадирные, антифрикционные, антикоррозионные и другие. Другими словами, каждое масло имеет еще ряд дополнительных свойств, необходимых для нормальной работы двигателя.

 Что означает индекс вязкости масла? 

Индекс вязкости (Viscosity Index) – безразмерный показатель, характеризующий зависимость вязкости масла от изменения температуры в градусах Цельсия. Чем больше индекс вязкости, тем меньше изменяется вязкость масла при изменении температуры. Качественными являются масла с индексом вязкости более 100. Наибольшие индексы вязкости имеют синтетические масла.

зависимость вязкости от температуры

Данная диаграмма показывает, что с ростом температуры вязкость масла понижается, а при понижении – увеличивается.

Каковы преимущества качественного масла и использования новых технологий?

Моторные масла должны постоянно совершенствоваться для достижения более высокого качества работы, т.к. производители придерживаются тенденции постоянного совершенствования конструкции двигателей, их эксплуатационных свойств. К маслам предъявляют новые, более жесткие требования:

  • соответствие современным экологическим требованиям;
  • должны выполнять свои свойства в современных мощных двигателях  и двигателях с уменьшенным объемом масляного картера;
  • более продолжительный межсервисный интервал.

Нужно ли доливать масло?

Нужно регулярно следить за уровнем масла в двигателе. Уровень должен находиться если имеется щуп, то между отметками «Минимум» и «Максимум», если щуп отсутствует, то максимальным уровнем считается уровень переливания через край.

Если количество масла не соответствует уровню, то его нужно обязательно долить до нормы. Требуемые тип и качество моторного масла указывается  в инструкции по эксплуатации.

Как часто следует производить смену масла?

Рекомендации по смене масла производитель указывает в инструкции по эксплуатации двигателя. Как правило, масло меняют один раз в год или через определенное производителем количество моточасов работы. На частоту замены масла влияют тип двигателя, тип моторного масла, характер нагрузок.

В двигателях, используемых в тяжелых условиях эксплуатации, замену масла нужно проводить в 1,5-2 раза чаще. Это правило распространяется и на двигатели с большим временем наработки.

Зачем нужно менять масло?

Замена масла является обязательной процедурой для поддержания двигателя в рабочем состоянии. Масла при работе вбирают в себя частицы внутренних и внешних загрязнений (углеродистые соединения, металлическая стружка), а также теряют свои свойства из-за окисления, разбавления топливом.

Можно ли добавлять присадки в масло?

Добавлять присадки в масло ни в коем случае не рекомендуется. Все оригинальные масла уже на этапе их производства снабжаются соответствующим пакетом присадок и в строгой пропорции. Добавление сторонних присадок может привести к появлению ненужных смесей, запустить химическую реакцию, которая сведет на нет действие оригинальных присадок.

Промывать или нет двигатель при замене масла?

Рекомендуется промывать масляную систему двигателя с большим сроком эксплуатации в изношенном состоянии, а также если не известно какое масло использовалось ранее или в систему смазки было залито некачественное масло. Не нужно промывать двигатель, который находится в нормальном состоянии. Практические замеры показали отсутствие разницы в двигателях, в которых применялась промывка, и в которых она не применялась.

Можно ли смешивать два различных типа смазочного материала?

Смешивать различные типы масел категорически запрещается. Это может привести к выпадению присадок в нерастворимый осадок.
Смешивание различных типов масел допустимо только в экстренных случаях. При первом же возможном случае, это масло нужно слить, промыть масляную систему и залить новое моторное масло.

Что такое присадки?

Присадки добавляют к базовым маслам для придания им дополнительных необходимых защитных свойств. Это соответствующим образом влияет на работу двигателя, увеличивает его производительность и срок службы.

Присадки бывают различных типов, и для получения оптимальных характеристик моторного масла, их нужно правильно подобрать и смешать.

Виды присадок:

  • антикоррозийные – присадки, препятствующие образованию коррозии в двигателе;
  • модификаторы трения – уменьшают трение между подвижными частями двигателя, тем самым позволяют экономить топливо;
  • антиокислительные – присадки, предотвращающие естественную деградацию масла, тем самым увеличивают продолжительность защиты двигателя;
  • противоизносные – присадки, образующие химический защитный слой между трущимися поверхностями. Особенно важны при холодных запусках двигателя и при работе двигателя при больших нагрузках;
  • диспергирующие – присадки, удаляющие отложения и загрязнения из двигателя и удерживают их во взвешенном состоянии во всем объеме масла, тем самым предотвращают закупоривание каналов смазки;
  • моющие – присадки, поддерживающие двигатель в чистоте и нейтрализующие кислоты, образующиеся при сгорании топлива.